Главная » 2015 » Май » 20 » ОТ ЛАРЬКА К ИННОВАЦИЯМ
6:29 PM
ОТ ЛАРЬКА К ИННОВАЦИЯМ

Алексей БРЕЖНЕВ: «Стоит только захотеть, можно и звезды с неба достать»

26 мая в стране отмечается День российского предпринимательства. Праздник достаточно молодой – он учрежден всего восемь лет назад. Само же развитие малого бизнеса в новейшей истории страны официально получило толчок после перестройки, когда первые кооператоры в прямом смысле вышли из «подполья». А в начале девяностых был принят закон, разъясняющий права и свободы граждан в сфере предпринимательства, который разрешил им применять наемный труд. Несмотря на то, что с эпохи «дикого рынка» прошло уже немало времени, и малый бизнес занял прочное место в экономике России, предприниматели продолжают испытывать серьезные трудности. Почему так происходит? Что мешает? Есть ли «свет в конце тоннеля»? О сегодняшнем дне и будущем мы беседуем с Алексеем БРЕЖНЕВЫМ, депутатом городской Думы, помощником уполномоченного по защите прав предпринимателей при правительстве Ростовской области, руководителем Волгодонского отделения движения «ОПОРА России».

 

Налоговую политику пишем вместе

 - Алексей Александрович, Вы сами предприниматель, так что разрешите поздравить с праздником. С каким настроением его встречаете?

- Со сдержанным оптимизмом. Безусловно, приятно, что у нас есть своя «красная дата» в календаре, ведь раньше почему-то считалось, что предприниматель вроде как и не профессия. Вот, например, учитель, врач, строитель, металлург – это да. Но ведь сам предприниматель может быть и врачом, и строителем, и открыть бизнес абсолютно в любой сфере. Наемному специалисту проще – его задача как можно лучше делать свое дело, а о том, как обеспечить ему условия для работы, думают другие. Предприниматель сам себе хозяин, администратор, инвестор, он самодостаточен. Да, это определенная свобода, за которую я и мои коллеги готовы платить дорогую цену – собственными финансовыми рисками. Но она того стоит.

Если же говорить о нашем профессиональном празднике, то он всего один раз в году, а все остальные 364 дня – суровые будни. О проблемах предпринимателей говорится постоянно и на самом высоком уровне, ежегодно у нас спрашивают: что сделать, чтобы малый бизнес рос и развивался и приносил больше доходов в бюджеты? Ежегодно мы подаем свои предложения, но многие из них так и остаются на бумаге. Увы, государственный маховик движется слишком медленно.

- А о чем предприниматели просят в первую очередь?

- Об адекватной налоговой нагрузке. Считается, что в нашей стране предприниматели платят одни из самых низких в Европе налогов – в России официальная налоговая нагрузка на бизнес составляет 35,6 процента (в Германии – 50). Но фактически, по данным РСПП и Всемирного банка, достигает 54 процентов. А если добавить сюда инфляционный «налог» и сложно просчитываемую коррупционную составляющую, то затраты на ведение бизнеса у нас колоссальные.

Мы готовы отчислять государству столько, сколько нужно, но хотелось бы четкой, внятной налоговой политики. Вспомним, что произошло, когда для индивидуальных предпринимателей в два раза подняли страховые взносы во внебюджетные фонды – нагрузка оказалась непосильной, ИП стали массово закрываться. В итоге под давлением общественности и «ОПОРЫ России» было принято решение вернуться к прежней сумме сборов, но те предприниматели, которые уже прекратили деятельность, так ее и не возобновили. Возможно, кто-то скажет: ну и что, закрылась какая-то часть магазинов или парикмахерских, другие-то работают? На самом деле, это очень серьезно. Люди вкладывались в свое дело, потеряли деньги, их сотрудники остались без работы, бюджет лишился части поступлений.

Примерно то же самое могло произойти, когда в стране пытались ввести новый торговый сбор. Возможно, для простых россиян эта эпопея прошла незамеченной, но если бы данный налог был принят, конечная стоимость всех товаров однозначно поднялась. Сегодня этот действует только для Москвы, остальные регионы высказались категорически против. Мы бы очень хотели, чтобы налоговая политика писалась вместе с бизнесом, а не становилась для него полной неожиданностью и не превращалась в «эпические битвы» предпринимателей всей страны с государством.

 

Двигать экономику: реально

- Но разве в стране не действуют программы поддержки малого бизнеса? Разве на уровне федерации и региона нет никакой помощи?

- Конечно, действуют. Более того, когда я только делал свои первые шаги как предприниматель, о такой поддержке и речи не было. Сегодня программ более двухсот, другое дело, что многие о них вообще не знают – им просто голову некогда поднять, особенно сегодня, в кризис. И я их отлично понимаю: для того, чтобы внимательно изучить все предложения, собрать кучу необходимых документов, чтобы только сделать попытку попасть в программу, требуется огромное количество времени и бумаг. Бизнес «горит», особенно после декабря прошлого года. Предприниматель, грубо говоря, всегда живет взаймы, а сегодня взять кредит стало весьма проблематично: деньги дорогие и короткие. Кредит дается не менее чем под 28-30 процентов, отдать его нужно очень быстро. А в других странах деньги, наоборот, дешевые (под 4-5 процентов) и длинные – можно пользоваться кредитом несколько лет.

- Давайте скажем честно: рядовой обыватель очень далек от проблем, которые для Вас настолько актуальны. Ему кажется, что бизнес – это ларек за углом, салон красоты, ателье или ресторан. И все, что он может о них сказать: «Они на мне наживаются, так почему я должен думать о них?».

- А я в чем-то согласен. Действительно, если спросить любого человека, то малый бизнес у него прежде всего будет ассоциироваться с торговлей и услугами. Это очень грустно, но это правда. Мы никак не можем уйти от «ширпотреба», с которого когда-то начали в 1986 году и перейти на другой уровень. Да, ларьки, парикмахерские, СТО вносят свою лепту в бюджет, но давайте посмотрим на Германию. Там свыше 3,5 миллиона небольших компаний, из которых сотни тысяч - инжиниринговые, причем многие из них являются так называемыми скрытыми чемпионами в своих отраслях.

Именно немецкий малый и средний бизнес движет экономику вместе с гигантскими концернами, ведет научные исследования и расширяет сферу услуг. Делает инженерные расчеты и производит отдельные детали и узлы, создает электронную начинку для автогигантов. Помогает разрабатывать электронику и электрооборудование. Создает IT-проекты и решения для различных сфер деятельности, развивает медицинские и биотехнологии, обучает людей. Безусловно, кафе, пивоварни, парикмахерские и магазины в Германии тоже есть, но не они обеспечивают экономический рост. Эту задачу берут на себя крупные концерны и инновационное объединение предпринимателей.

- И Вы хотите сказать, что наш малый бизнес мог бы двигать и нашу экономику?

- Так к этому мы и должны стремиться. Ушло в прошлое время «купи-продай», сегодня наступила эпоха инноваций. Специально по просьбе малого бизнеса были увеличены квоты (до 15 процентов) на госзаказы именно для предпринимателей. То есть, хотите участвовать в экономике государства, получать солидные подряды и заказы на поставки – пожалуйста. И что же показала практика? Что отечественный малый бизнес оказался не в состоянии обеспечить эти объемы ни технологически, ни качественно, ни количественно. Предприниматели никак не могут, образно говоря, оторваться от своих ларьков и думать более перспективно.

 

Инвестор вложит в перспективу

- Может быть, дело в том, что инвесторы предпочитают вкладывать в крупные предприятия, где и гарантия государства, и масштаб?

- Инвестор вложит свои средства туда, где он увидит перспективу. Если брать примеры по стране, то можно увидеть, что не раз производство с большим размахом пробуксовывало, а какое-нибудь небольшое предприятие, напротив, получало бурный рост. Возможно, инвесторов отпугивала именно гигантомания, требования огромных денег и сразу. А малый бизнес «титанических» вложений и не просит. Главное, чтобы он был встроен в технологическую цепочку, имелся потенциальный покупатель на его продукцию, тогда и можно вести разговор по поводу инвестиций.

Уже не раз говорилось о необходимости создания кластеров на местном уровне, когда вокруг крупных производственных конгломератов должны создаваться предприятия малого бизнеса – они, в идеале, помогают и поддерживают друг друга. Но, к сожалению, получается, что гиганты сами по себе, а предприниматели тоже варятся в «своем соку». Сегодня именно спайка большого бизнеса и малого должна стать предметом пристального рассмотрения городской власти, ведь недалек тот день, когда строители будут вынуждены покинуть четвертый блок Ростовской атомной станции, который является крупнейшим инвестиционным объектом нашего города. Неужели с его пуском для Волгодонска закончится жизнь? Конечно же, нет.

Мы никогда не были моногородом, жизнь которого сосредотачивалась вокруг единственной сферы – как, например, в шахтерских городах. У нас есть отличный потенциал – металлообработка, строительство, мебельное производство, сельхозпереработка. Все наши лучшие специалисты вышли из бывших Атоммаша, химзавода, ВОЭЗа, мясокомбината и многих других предприятий, которыми когда-то славился город. Они могут и готовы обучить молодежь. Мы можем реально создать тот самый кластер, содружество крупного и малого бизнеса. Для этого нужны лишь воля, упорство, понимание и поддержка власти.

- Есть ли оно, это понимание? Вы же сами говорили, что даже государственные программы в области малого бизнеса зачастую не работают?

- Понимание как раз есть. По итогам Госсовета, состоявшегося 7 апреля, правительство создает отдельную госкорпорацию, которая займется развитием малого и среднего бизнеса – единый институт развития малого и среднего бизнеса. Именно об этом просили предприниматели страны, поскольку сегодня структуры, занимающиеся проблемами предпринимательства, разрознены и зачастую малоэффективны. Новая структура будет создана на базе Агентства кредитных гарантий. Цели корпорации – встроить малый бизнес в цепочку поставщиков крупных государственных компаний, обеспечить ему выдачу кредитов под реальные проценты в одном банке, аккумулировать все программы помощи малому бизнесу.

Задачи намечены глобальные, главное, чтобы они действительно были выполнены. Тем более, с той поддержкой, которую оказывает губернатор Ростовской области Василий Голубев. Ни одно наше предложение не было положено «под сукно». Правительство Дона не поддержало попытки введение того самого пресловутого торгового сбора. До 2016 года не будет вводиться налог на имущество для предпринимателей, работающих по «упрощенке». А если даже с того времени его и придется принять, то, как обещал губернатор, только для тех, кто сдает свое имущество в аренду – уж производителей это точно не коснется. Все жалобы безусловно рассматриваются обмудсменом по правам предпринимателей, но другой вопрос, что не в каждом случае можно помочь. Если проблема упирается в законы, то мы оказываемся бессильны. Значит, нужно стараться менять законодательство, а это возможно только «всем миром», всем сообществом предпринимателей.

 

Предлагайте что-то новое

- Что лично Вы, предприниматель со стажем, советуете начинающим бизнесменам? Страшно открывать свое дело?

- Открывать не страшно, проблема в том, чтобы удержаться на плаву. Если вы хотите заняться бизнесом, то задайте себе всего один вопрос: у вас есть что-то новое? Вы готовы производить то, что не делает никто – производить уникальные компьютерные программы, узлы для оборонки, детали для медицинского оборудования, да и просто шить обувь на нестандартные размеры? Добро пожаловать. Вам будет трудно, но вы будете востребованы. И вообще выстройте перед глазами цепочку: «цена – качество - время». Вы сможете обеспечить хотя бы два звена в этой цепи? И готовы к борьбе с конкурентами? Тогда вперед!

- Есть еще один вопрос «на засыпку». В городе у малого бизнеса уже фактически все ниши забиты, сложно заняться чем-то новым. Может, начать выращивать огурцы и помидоры – востребованность сумасшедшая, почему об этом никто не думает?

- Предпринимательство, образно говоря, похоже на ручей – течет по руслу. Где есть свободное место и спрос, туда и идет. Сегодня все насытились торговлей, услугами, сложно предложить что-то новое, поэтому я не исключаю, что завтра все бросятся выращивать огурцы. К сожалению, на уровне администрации города малый бизнес просто принимают таким как есть, лишь бы платил налоги. А хотелось бы видеть действительно глубокий анализ в плане структуры и тенденций развития. Например, до сих пор только на словах остается политика о поддержке местных производителей – как крайне сложно было им попасть на прилавки глобальных сетей, так проблема и остается. Аппетиты ритейлеров (в первую очередь, взносы за право попасть на прилавки) не помешало бы урезать на федеральном уровне: если предприниматель в Волгодонске действительно решил посадить плантацию овощей, то он должен точно знать, что плоды его труда достигнут потребителя.

Я бы хотел, чтобы в идеале все приезжали и просили предпринимателей Волгодонска продать свой продукт – в любой сфере. И вот именно этого я искренне желаю всем моим коллегам. Как говорится, стоит только захотеть – можно и звезды с неба достать.

Беседовала Елена СОТНИКОВА

Просмотров: 369 | Добавил: историк | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar